Не повторяйте чужих ошибок. Жители Свердловской области «подарили» кибер-мошенникам более 80 миллионов рублей
Как пенсионерам не стать жертвой аферистов, которые обманом получают у граждан сведения об их банковских картах? Что нужно делать, если мошенники завладели вашими деньгами?
Что бы ответить на эти вопросы, 18 ноября в редакции областной газеты «Пенсионер» состоялся круглый стол с участием журналистов и специалистов из различных ведомств. Высказать позицию по злободневной проблеме пришли руководитель отделения по борьбе с мошенничеством управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области подполковник Илья Батанов, эксперт Центробанка Александр Сальников, депутат Екатеринбургской городской думы Сергей Воронин и начальник отдела управления Роскомнадзора по УрФО Виктор Солодкий. Кроме того, в режиме онлайн в мероприятии выступила уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Об этом общественность и СМИ проинформировал глава регионального полицейского главка Валерий Горелых.
Подполковник Батанов рассказал, что за 10 месяцев текущего года на территории региона зарегистрировано около 8 тысяч фактов мошеннических действий, это более, чем на 2 тысячи превышает показатели прошлого года. В два раза выросло количество мошенничеств, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Мошенники, как правило, являются хорошими психологами. Во время разговора с жертвой аферисты стараются создать стрессовую ситуацию, чтобы не дать времени остановиться и подумать. Предлоги разные: с вашего счета якобы совершаются странные операции, или кто-то пытается взять на вас кредит, или ваш счёт заблокирован и срочно нужно перевести средства на какой-то резервный счет.
Наибольшее количество обращений граждан в ОВД по данному виду преступлений сотрудники полиции отмечают в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском. Одним из распространенных преступлений в киберсреде является кража денег граждан с банковских карт. С начала года зафиксировано более 1900 подобных случаев, что на 500 больше, чем в прошлом периоде. Ущерб от действий мошенников составил более 80 миллионов рублей.
В ходе дискуссии Татьяна Мерзлякова выделила три основные категории граждан, которые чаще всего страдают от действий преступников. В первую входят люди, которым злоумышленники внушают информацию о необходимости инвестиционной деятельности с имеющимися у них денежными средствами, что бы получить быстрый доход. Данные лица, воодушевленные азартом легкого заработка, начинают верить этому и вкладывают свои сбережения в несуществующие инвестиционные проекты. Ко второй категории относятся жители, финансовые ресурсы которых нарушители закона вовлекли в проведение спекулятивных операций на бирже.
Третью группу преимущественно составляет представители пожилого поколения, ставшие жертвами финансовых пирамид и денежно-потребительских кооперативов.
Александр Сальников отметил, что в настоящее время в криминальной среде продаются не только номера IP-телефонии, но и банковские карты, а также сим-карты. В дальнейшем злоумышленники под прикрытием чужих имен, совершают уголовно-наказуемые деяния, что усложняет поиск виновных лиц. Эксперт по безопасности финансового учреждения также подчеркнул, что когда человек сам переводит деньги на счет мошенника, эта операция со стороны банка считается совершенно законной. Настоящий сотрудник банка по телефону никогда не будет спрашивать у вас личные данные, кодовое слово, реквизиты карты и конфиденциальную информацию с обратной стороны карты, а также коды из СМС. Если звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните ФИО и должность звонящего и перезвоните на горячую линию банка.
«Не поленитесь лишний раз повторить эти рекомендации своим пожилым родственникам. Незнание элементарных правил финансовой безопасности может привести к отрицательному балансу на собственном банковском счету. Только личная внимательность граждан, забота о старшем поколении, регулярные разговоры о данной проблеме могут помочь в предотвратить совершения преступлений в сфере социальной инженерии. Из-за актуальности данной темы начальником ГУ МВД России по Свердловской области генерал-лейтенантом полиции Александром Мешковым дано поручение личному составу службы участковых уполномоченных и других подразделений активизировать профилактическую работу с населением. Сотрудники ОВД гарнизона будут целенаправленно посещать граждан по месту их жительства и лично разъяснять способы и методы, которыми пользуются мошенники, а также как не стать жертвой преступников. О любых попытках облапошить Вас и Ваших близких, необходимо оперативно сообщать по круглосуточному телефону доверия ГУ МВД России по Свердловской области 8 (343) 358-71-61», - отметил полковник Горелых.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.